-Что Вы можете сказать о турецко-азербайджанских связях и значении нынешнего заседания Совета стратегического сотрудничества высоко уровня? -В январе этого года мы отметили 25-ю годовщину восстановление наших дипломатических связей с Азербайджаном. А то что наши связи, восстановленные с родным нам Азербайджаном 25 лет назад, сегодня находятся на уровне стратегического союзничества, является источником нашей особой радости и гордости.
Азербайджан за период, прошедший после восстановления независимости до сегодняшнего дня, благодаря курсу, обозначенному общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, и под решительным руководством Президента Ильхама Алиева превратился в неприступную крепость стабильности и сотрудничества, а также межкультурного толерантства.
Наши двусторонние связи, соответствующие духу стратегического союзничества между Турцией и Азербайджаном, продолжают укрепляться во всех сферах, в частности, экономики, энергетики, военного дела, оборонной промышленности и безопасности. Недавно мы встречали моего брата Ильхама Алиева на Саммите D-8 в Стамбуле в качестве особого гостя.
На заседании Совета стратегического сотрудничества высоко уровня мы рассмотрим эти вопросы, стоящие на повестке дня. На заседании Совета будут также подписаны Протокол и некоторые соглашения. Эти документы, несомненно, еще больше укрепят правовую базу нашего двустороннего сотрудничества. Мы очень удовлетворены тем, что заседания Совета проводятся ежегодно в систематическом порядке. 7-е заседание пройдет в следующем году в Турции, для нас будет честью встретить в нашей стране по этому случаю моего дорого брата Президента Ильхама Алиева.
-Господин Президент, Турция всегда поддерживала правую позицию Азербайджана в деле урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. К сожалению, для решения проблемы применяются двойные стандарты. По-Вашему, каким странам следует отдавать предпочтение в решении нагорно-карабахского вопроса и в чем заключаются главные причины затягивания урегулирования проблемы? -Нагорно-карабахский вопрос – кровоточащая рана как Азербайджана, так и Турции. К сожалению, до тех пор, пока Армения не прекратит оккупацию территорий Азербайджана, этоn вопрос решен не будет. Оккупации немедленно должен быть положен конец на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджана.
Мы проклинаем оккупационную политику Армении и ее последние провокации, направленные против гражданского населения. Такие действия никак не могут способствовать миру в регионе.
Мы считаем, что для урегулирования нагорно-карабахской проблемы международная общественность во главе с Минской группой должны работать активнее. Мы, как и всегда, и в этом вопросе продолжим поддерживать Азербайджан в его справедливом деле. -Открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс ( БТК) с участием Турции, Азербайджана и Грузии расценивается как новое начало в области транспорта. Как Вы оцениваете возможность того, что эта железнодорожная линия стала частью проекта Нового Шелкового пути, к которому стремились долгие годы ? -Сегодня отправляется первый состав по железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, которая имеет стратегическое значение для всего региона, в частности для Турции, Азербайджана и Грузии. Таким образом, мы объявляем о создании прямого железнодорожного сообщения от Лондона до Китая посредством Черного моря. В настоящее время грузоперевозки из Китая до Великобритании, Франции, Германии и других европейских стран по Южному и Северному коридору, включая морской путь, занимают 45-62 дня. Со сдачей в эксплуатацию БТК аналогичный груз посредством центрального коридора будет доставлен в страны Европейского Союза в течение 12-15 дней. Другими словами, грузы, отправляемые китайской стороной в ЕС посредством линии БТК дойдут до места назначения за время, составляющее четверть предыдущего срока.
В настоящее время объем грузоперевозок из Китая в Европу составляет более 240 миллионов тонн. Если по Среднему коридору, проходящему через наши страны, будет перевозиться хотя бы 10 процентов этих грузов, то это уже составит 24 миллиона тонн дополнительного груза. Перевозка этого груза по железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс по сравнению с другими коридорами сократится на 30-45 дней, что будет считаться более выгодным для грузоперевозчиков. Убежден, что даже этих причин будет достаточно для превращения БТК и Среднего транспортного коридора в значимую и важную часть исторического Шелкового пути. Помимо этого мы верим, что транспортные проекты, над которыми параллельно ведется работа в регионе, будут дополнять и укреплять друг друга. Наряду с экономическими преимуществами эта линия и с политической точки зрения укрепит мир, безопасность, стабильность, улучшит социальное благополучие. Информационный поток, наряду с грузовым и пассажирским потоком, внесет свой вклад в развитие наших стран в глобальной плоскости. -На каком этапе находится сегодня строительство проекта TANAP, являющегося частью проекта “Южный газовый коридор”? Иногда можно услышать, что TANAP и «Турецкий поток» - это конкурирующие друг с другом проекты ?
- TANAP - стратегический проект, совместно разработанный Турцией и Азербайджаном, также обладающий большим значением с точки зрения энергетической безопасности Европы. Строительные работы продолжаются по плану. Иншаллах, в ближайшее время испытаем радость от сдачи в эксплуатацию и этого нашего проекта. Среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) мы занимаем второе место после Китая по увеличению спроса на энергию. Поэтому TANAP имеет решающее значение в плане удовлетворения стремительно растущего с каждым годом спроса на газ в Турции. Вместе с тем, с транспортировкой в Европу газа с месторождения «Шахдениз» однозначно будет внесен вклад в дело энергетической диверсификации Европы. Мы прилагаем серьезные усилия для того, чтобы туркменский газ также стал частью данного проекта. Объем газа, полученного нами с первой фазы TANAP, отражен в отчете Турции о спросе на газ на предстоящий период. С другой стороны, мы продолжаем работы по проекту «Турецкий поток», сформированному в рамках стремления России направить газ, получаемый нами в настоящее время через территорию балканских стран, посредством Черного моря прямо в нашу страну.
Мы готовы рассмотреть новые проекты, в частности по восточному Средиземноморью и Ираку. Газ восточного Средиземноморья превратился в новую альтернативу в деле диверсификации источников газа. Турция участвует в маршруте, который сумеет транспортировать в Европу газ, обеспечивающийся всеми этими проектами снабжения, с финансовой точки зрения с самого выгодного и короткого расстояния, Мы продолжим новые инвестиционные вложения для превращения нашей страны в торговый центр по природному газу и энергии. - Что можно сказать о нынешнем состоянии экономических связей между Турцией и Азербайджаном и сферах дальнейшего сотрудничества? - Турция и Азербайджан, прежде всего, братские страны, и наши связи в этой области формируются на основе братства. Объем фактически реализуемых взаимных капиталовложений в конце 2016 года находился на уровне 23 миллиардов долларов США. У нас есть возможность довести наши инвестиции в течение пяти лет до уровня 30 миллиардов долларов США. Естественно, что геополитические процессы в глобальной экономике и в нашем регионе влияют на всех нас. Как вы знаете, Турция последние четыре года стала мишенью многочисленных нападений, преследующих цель его ослабления, поступающих с различных направлений. Однако мы вновь держимся прямо. На Азербайджан же падение цен на нефть подействовало. Верим, что каждая трудность сдержит в себе определенные возможности.
Наблюдаем за успешным возрастанием усилий развивать ненефтяной сектор Азербайджана под дальновидным руководством господина Президента Алиева. В вопросах поощрения зарубежных инвестиций, инвестирования крупных турецких компаний в Азербайджан и приватизации будем работать с нашими азербайджанскими братьями в условиях тесного сотрудничества. С этой целью при сотрудничестве Совета внешних экономических связей продолжается работа между нашими министерствами экономики по проведению в скором времени в Турции мероприятия «Road Show”. Кроме того, осуществляем различные мероприятия по оживлению наших торговых связей с Нахчываном, поощрению наших предпринимателей. 28 октября наши министры экономики встретились в Игдыре с нашими предпринимателям и представили нашим бизнесменам информацию о проделанной работе по данному вопросу. Верю, что в ближайшее время достигнем конкретных результатов по повышению объема товарооборота с Нахчываном. - Напряженность и угроза террора в регионе расположения наших стран продолжается. Какие имеются возможности для углубления сотрудничества между нашими странами в этой области и принятия эффективных мер против угрозы террора? Что Вы можете сказать также о борьбе с ФЕТО?
- Террористические организации DAEŞ, PKK, PYD, YPG, DHKP-C и MLKP не отличаются друг от друга. У них одна цель - ослабление Турции. В прошлом году мы, как нация, благодаря тому, что являемся единым телом и единой душой перед лицом террора и террористическими организациями, обрекли на поражение попытку самого подлого переворота в нашей истории со стороны ФЕТО, в результате которого были убиты 250, ранены 2 тысячи 193 наших граждан. Хочу также выразить особую признательность моему дорогому брату Президенту Ильхаму Алиеву и народу Азербайджана за солидарность, которую они продемонстрировали перед этой подлой организацией. Знаю, что азербайджанский народ в ночь на 15 июля, выступая с единой с нами позиции, наблюдал за новостями из Турции, искренне желал, чтобы вероломный переворот был подавлен. А это демонстрирует, насколько крепко турецко-азербайджанское братство. ФЕТО - источник угрозы для всех стран, где находится. И поэтому выражаем наше удовлетворение мерами, принятыми Азербайджаном, против структур ФЕТО.
Как во всех сферах, так и в области борьбы с терроризмом, мы тесно сотрудничаем с Азербайджаном. Разведывательный и информационный обмен между нашими полномочными организациями, в то же время наше сотрудничество в области операций продолжаются ускоренными темпами. Азербайджан - важная страна в области предотвращения проникновения зарубежных террористов в Сирию и в этом направлении проводит эффективную работу. - Все внимательно следят за позицией Турции относительно происходящих в регионе процессов. Что Вы можете сказать об общей позиции Турции в связи с событиями в Сирии и Ираке? Какие планы у Турции, в частности, после поражения ИГИЛ, относительно связей с Сирией, а также дальнейшей судьбы иракского Курдистана и Киркука? В данном контексте хотели бы знать Ваше мнение по вопросу борьбы с ПКК. -Мы придаем важное значение вопросу политического единства и сохранения территориальной целостности Ирака. События, происходящие в Северном Ираке, интересуют не только курдов, но и арабов, туркменов и другие группы. Не следует забывать, что как Ирак не является отдельно курдским, арабским или же туркменским государством, также Киркук и Мосул не являются отдельно курдскими поселениями.
Региональное правительство иракского Курдистана, проводя надуманный референдум, нарушило международное право и конституцию Ирака. К сожалению, несмотря на все наши предупреждения и предупреждения международной общественности, Региональное правительство Курдистана избрало путь проведения фиктивного референдума. Тем самым поставило под угрозой мир и стабильность не только в Ираке, но и во всем регионе. Сделанные за прошедший период заявления свидетельствуют о том, что хоть и постепенно, но они осознают свои ошибки. Хотелось бы, чтобы в самые кратчайшие сроки они предприняли ожидаемые шаги.
Мы готовы к любому сотрудничеству с иракским правительством в контексте уничтожения ПКК на территории Ирака. Посредников, помогающим террористической организации ПКК, пытающейся нарушить общественный порядок и мир в Киркуке, найти убежище в этом регионе, мы будем считать ответственными за это. Мы с одобрением воспринимаем заявления Иракского правительства о том, что они взяли Киркук, а также о том, что правительство страны не будет закрывать глаза на действия террористической организации ПКК, мобилизацию которой воспримет в качестве объявления войны. С целью обеспечения постоянного мира и стабильности в стране Турция будет рядом с иракским правительством и поддерживать предпринятые им шаги. Наша вера в то, что конец конфликту в Сирии будет положен только путем политического решения, неизменна. Мы продолжим оказывать сильную поддержку и политическому переходному процессу, который расширяется в Сирии после встреч как в Астане, так и Женеве.
В процессе обсуждений по Идлиб – неконфликтной зоне мы сыграли определяющую роль в достижении согласия в качестве гаранта оппозиции. При этом мы также приложили усилия для того, чтобы учесть мнения и подходы к вопросу различных групп региона.
С целью достижения продолжения режима прекращения огня мы осуществили операцию в направлении Идлиба. Этой операцией, операцией Щит Ефрата, мы добились развития созданного нами в нашем регионе территории по обеспечению безопасности Идлиба. Таким путем мы продемонстрировали, что сможем предпринять любые меры против тех, кто угрожает нашей безопасности. Мы ни в коем случае не позволим создать террористический коридор на наших южных границах. Мы продолжим прилагать все усилия для решения конфликта в Сирии политическим путем.
Количество просмотров: 506