Она работала над созданием многих популярных передач, в 1974 году перешла на работу в главную редакцию информации — программу «Время». Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РФ, награждена орденом «Знак почета», медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» II степени, благодарностью Президента РФ.
За свою долгую профессиональную жизнь Калерия Венедиктовна успела поработать с первыми лицами СССР и России Л.Брежневым, Ю.Андроповым, М.Горбачевым, Б.Ельциным. Но именно Гейдар Алиев стал для нее особенным начальником, а впоследствии и добрым другом. В эксклюзивном интервью порталу «Москва-Баку» Калерия Кислова поделилась воспоминаниями о общенациональном лидере азербайджанского народа. АЗЕРТАДЖ представляет данное интервью с некоторыми сокращениями.
«Я про Гейдара Алиева могу говорить очень много, - начинает свое повествование К.Кислова. - Никогда в жизни не встречала настолько душевного человека, каким был Гейдар Алиевич! Я приехала впервые в Баку в 1978 году, будучи главным режиссером программы «Время» и личным режиссером Леонида Брежнева. Генсек должен был прилететь и награждать город Баку: «Во Дворце им. В.И.Ленина (ныне Дворец им. Гейдара Алиева) Гейдар Алиев подошел ко мне и попросил рассказать о готовности аппаратуры. Камеры были уже расставлены и я провела его по всем камерам и все показала. Я была знакома со всеми первыми секретарями, объездила почти все наши республики — и никогда ни до, ни после этого случая никто не приходил на расстановку камер и не уделял такого внимания съемкам!».
Во время этой поездки съемочная группа Центрального телевидения СССР осталась в Азербайджане на целый месяц. «Это был сказочный месяц! Работали мы много, мне даже удалось полетать с Гейдаром Алиевичем над республикой. Леонид Ильич очень любил Азербайджан и чувствовал себя там очень раскованно. И у них с Гейдаром Алиевичем было взаимопонимание, хорошие человеческие отношения».
К.Кислова вспоминает 1981 год с болью в душе – в этом году в Новосибирске один за другим ушли из жизни ее родители. В эти трудные дни ее жизни Калерии Венедиктовне позвонил Гейдар Алиев: «Калерия, я звоню, чтобы выразить вам свои глубокие соболезнования. Скажите, чем я могу вам помочь? Я понимаю, что вы там в городе одна, а на вас так много забот сразу свалилось. Я могу прислать людей, которые вам помогут». Я сказала: «Да что вы, Гейдар Алиевич! Спасибо вам большое». И для меня этот звонок и это соболезнование были очень показательными, потому что никто из моих московских руководителей, с которыми я дружила и которые знали прекрасно, что я там, мне не позвонил и не сказал этих слов».
Следующий раз К.Кислова приехала в Баку 1982 году с Л.Брежневым. Генсек приехал в Азербайджан после тяжелой болезни – во время поездки в Ташкент он сломал ключицу и долгое время лечился. После встречи Л.Брежнева в бакинском аэропорту, кортеж с гостем поехал в город, где для выступления первого лица Советского Союза была сконструирована трибуна. «Брежнев вышел из машины, посмотрел на трибуну наверху и сказал: «Туда? Нет. Я устал». И сел обратно в машину. Гейдару Алиевичу ничего другого не оставалось, как тоже сесть в машину. Машина развернулась и уехала. А мы в эфире уже и я велела продолжать работать. А у меня передвижные телевизионные станции стояли по трассе до самой резиденции. И мы решили, что на площади все будет продолжаться - танцы, песни... Вся площадь была заполнена народом! И я монтировала картинку: то как машина идет, то как люди на площади танцуют. И было впечатление, будто весь город — это одна большая площадь. И вечером показывали программу «Время», где все повторяли. Леонид Ильич посмотрел и сказал: «Как красиво было! А я не видел», - вспоминает легендарный режиссер.
После избрания Гейдара Алиева первым заместителем председателя Совета Министров СССР К.Кислова часто ездила с ним в командировки: « Меня в этих командировках поразило больше всего, что он выходил из машины и общался с людьми. Это потом уже стал выходить Горбачев и другие, но начал-то он. Я запомнила случай, который произошел в Вологде. Он разговаривал с народом и к нему пробралась какая-то женщина. Она начала говорить с ним по-азербайджански, но он попросил ее перейти на русский язык, чтобы никто не подумал, что они обсуждают что-то секретное. И он расспрашивал ее, откуда она родом, как оказалась в Вологде, не обижает ли ее русский муж, передавал ему привет — совершенно по-простому».
К.Кислова вспоминает, что Гейдар Алиев был единственным руководителем бывшего Советского Союза, который лично общался и даже обедал и ужинал с сопровождающими его в командировках журналистами: «Он никогда не закрывался. В это время мы даже что-то начинали уже обсуждать: или вечером свои впечатления о рабочем дне, или утром планы и то, что нас ждет впереди».
В интервью порталу «Москва-Баку» известный режиссер рассказала историю, как Гейдар Алиев выделил ей квартиру в Москве. Однажды узнав, что Калерия Венедиктовна болеет, Гейдар Алиев отправил к ней своего личного врача: «А когда я вышла на работу, мне позвонили из Управления делами Совета министров и сказали, что мне выделили квартиру. Я подумала, что это розыгрыш, ведь я же не писала никаких заявлений на квартиру. Оказалось, что доктор вернулся от меня и Гейдар Алиевич спросил: «В каких условиях она живет?» А он рассказал, что у меня там три клетушки общей площадью в 38,76 квадратных метров».
«1985 год был очень трудный для Гейдара Алиевича. В это время Зарифа Азизовна уже плохо себя чувствовала. А я ее видела перед нашим отъездом, мы с ней встречались дважды — на Ленинских горах на приеме женщин, а потом в Большом театре, где он выступал на 8 марта с докладом. Она позвала меня и сказала: «Я знаю, что вы полетите на Алтай, вы там будете жить там же, где Гейдар Алиевич. Следите, чтобы он не простудился. Он не любит надевать шапку и шарф, а ведь там холодно, а он человек южный». Так она о нем заботилась».
15 апреля 1985 года не стала Зарифы Алиевой. «Я поехала к нему. Когда я вошла в кабинет, на Гейдара Алиевича было больно смотреть - это был совершенно другой человек. Это было примерно в половине 11 утра, он только что приехал из больницы, где провел всю ночь, не спал, он был сломлен, весь почернел. Я подошла и сказала ему какие-то слова — но что такое слова в этой ситуации. И он разрыдался. И я рыдала вместе с ним. И он сказал мне: «Ты понимаешь, ведь я потерял не только жену, я потерял друга. Она была таким другом...» Потом были похороны, на Новодевичьем кладбище похоронили Зарифу Азизовну. Собрались родственники и все члены Политбюро. Только Михаил Сергеевич Горбачев не приехал...».
«Еще в те далекие времена, когда вся семья Алиевых жила в Баку, Ильхам уже был студентом МГИМО и жил в Москве. В конце лета шла уборка урожая и мы получали материалы от корреспондентов, которые я просматривала и отбирала подходящие. И я увидела пленку, которая называлась «Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана посещает районы». И я сначала не обратила на это внимания, следила за картинкой и текстом, а потом присмотрелась — а там в группе сопровождения Гейдара Алиева стоит его сын Ильхам. Я сначала глазам своим не поверила, а потом дождалась крупного плана и убедилась — действительно он. Это же был август, конец каникул и вся «золотая» молодежь отдыхала где-то на пляжах... А он сопровождал отца в этой поездке по колхозам и полям», - вспоминает К.Кислова.
«Недаром его называют «человек, который спас Азербайджан». О нем так говорят. Потому что несмотря на то, что ему в это время было 70 лет и он перенес не один инфаркт — он нашел в себе силы. И он настолько был мудрый человек и настолько умел ладить с людьми, что он приостановил эту межнациональную войну и вывел страну из самого тяжелого положения», - заключает К.Кислова.
Количество просмотров: 410