В 1968 году из древнеашельского пласта Азыхской пещеры была извлечена часть нижней челюсти Азыхского человека, названного азыхантропом. Предполагается, что Азыхский человек жил около 350-400 тысяч лет назад. Культура мустье в Карабахе больше всего представлена пещерой Таглар. Продолжение археологического изучения Карабаха может выявить здесь также широкое развитие периодов мезолита и энеолита каменной эпохи. В эпоху энеолита (VI - IV тыс. лет до н.э.), в бронзовую и начальную эпоху железа (конец IV тысячелетия до н.э. - начало I тысячелетия) в жизни Карабаха произошли большие перемены. Период, охватывающий конец бронзовой и начало железной эпохи (XIII- VII в.в. до н.э.), получил название Ходжалинско-Гедабекской культуры. В памятнике археологии Ходжалинского кладбища были найдены агатовые бусы с клинописью, принадлежащие Ассирийскому повелителю Ададнирарию. Эти и другие находки подтверждают наличие экономических и культурных связей региона с Ближним Востоком.
Наряду с развитием хозяйственной и культурной жизни, продолжаются также этнополитические процессы. На юге Азербайджана появляется могущественное государство Манна (IX - VI в.в. до н.э.). Манна в борьбе с Ассирией и Урарту смогла сохранить свою независимость. Земли Северного Азербайджана, в том числе территория Карабаха, остаются в стороне от захваченных Урарту земель. В эту эпоху на Южном Кавказе (Закавказье), армянский этнос вообще отсутствовал. Видные исследователи, авторы коллективных монографий, говоря о политической истории Закавказья, выражают единое мнение: основная территория Урарту находилась за пределами границ СССР. Территория компактного проживания армян в древнюю эпоху и средние века также была далека от пределов нынешней Армянской Республики. Во времена Мидийского государства (672 - 550 лет до н.э.), положившего конец существованию государства Урарту, положение изменилось. Мидия подчинила себе юго-восточное Закавказье. Это положение продолжалось и в эпоху Ахаменидов (550 - 330 лет до н.э.).
После разрушения государства Ахаменидов (336 - 323 лет до н.э.) Александром Македонским, политические процессы на севере Азербайджана перешли на новый этап. Результатом этого было то, что после краткосрочного периода властвования Александра Македонского, с его смертью, империя разделилась: на юге Азербайджана образовалось государство Атропатена, а на севере - государство Албания. (В последнее время азербайджанские историки обогатили Антропатеноведение и Албановедение новыми научными трудами, внесли вклад в научно-обоснованное исследование этого периода, который долгое время был фальсифицирован армянскими авторами. Здесь нет необходимости в их перечислении).
В IV веке до н.э. и позже Атропатена владела также землями на севере Азербайджана, и это часть земель территории Карабаха подчинялась этому древнему Азербайджанскому государству. Албанское государство, возникшее в одно время с Атропатеной, просуществовав примерно с IV в. до н.э. по VIII в. до н.э., в течение около 1200 лет сыграло большую роль в истории Азербайджана. Вся территория Карабаха входила в состав Албанского государства, которое делало все возможное для сохранения Карабаха в своем составе, и за некоторыми исключениями добилось этого. Это неопровержимо подтверждается 6 картами Ф.Мамедовой, которые в исторической динамике отражают территории и границы государства Албании, в том числе областей, являющихся его составной частью (Сакасена, Отена-Ути, Орхистена-Арсах, Араксена и др.).
Как Карабах принадлежал Азербайджанскому Албанскому государству, так и проживающие здесь этносы - ути, совдеи, гаргары и др. были албанскими племенами.
Армяне называют армянское царство на востоке Малой Азии "Великой Арменией" и пытаются объявить все населяемые ими территории армянскими землями. С разгромом Тиграна II Римской империей в 66 году до н.э., легенда о вымышленной "Великой Армении" развеивается, они становятся вассалами Рима. Это положение продолжается до IV века. В данном случае представление армянами исторических земель Албании составной частью Армении не имеет никакого научно-исторического обоснования. В отличие от армян Азербайджанское государство Албания продолжало проводить независимую политику, и исторические области Карабаха входили в его состав. Согласно исследованиям "изучение источников и действительности I - IV веков убеждают нас в том, что южная граница Албании проходила вдоль реки Аракс".
Принадлежность Карабаха Азербайджану и проживание здесь с древнейших времен различных тюркских этносов подтверждает также эпос "Китаби-Деде Горгуд", являющийся величественным памятником азербайджанского и общетюркского устного народного творчества. Легенды Деде Горгуда в VI-VII веках были распространены на всех азербайджанских землях, включая и Карабах, и район озера Гейча. Как утверждает этот ценный народно-героический эпос, некоторые огузские герои, встречались даже с самим пророком Мохаммедом. В известной Огузнаме (в "Китаби-Диярбакрийя", написанной Абу Бекром Техрани в 1470 году), написанной по указанию правителя Аггоюнлу - Узуна Гасана (1453-1478), говорится о принадлежности Карабаха и горных плато Гейчинского моря древним огузским тюркам, о захоронении родоначальника огузских тюрков Огуз Хагана в окрестностях Гейчинского моря, проживании и захоронении Баяндур Хагана в Карабахе, на высокогорных плато Гейчинского моря.
Основные перемены в истории Карабаха происходят в связи с нашествием Арабского халифата и ликвидацией в результате этого Албанского государства. Тогда как до арабских нашествий историческое население Карабаха с этнической точки зрения было однокоренным, т.е. имело Азербайджано-Албанские корни, в этот период обеспечение религиозного превосходства армян в результате бедственной политики Арабского халифата по отношению к Азербайджану, с течением времени проявило себя и в этнической области: началась григорианизация, а вслед за ней арменизация населения исторической Арцахской территории бывшей Албании.
Причины процессов григорианизации и арменизации на этих территориях Азербайджана, их протекание, сущность армяно-халифатского сотрудничества и другие проблемы, вопросы отражения их в исторической литературе, были особо исследованы академиком З.Буниятовым. Естественно, что по отношению к григорианизации процесс арменизации должен быть более длительным, что на самом деле и произошло. Оспаривая идею С.Т.Еремяна о том, что " с VII века (точнее с начала VIII века) Албанская церковь рассматривалась как часть армянской церкви" и что в этот период шла арменизация Сюника, Арцаха, Ути и др. областей в Арранской области, З.Буниятов писал: "Привлекает внимание смешение двух различных понятий: арменизация и григорианизация. В этом случае можно говорить только о григорианизации Арранского населения с помощью армянской церкви. Точка зрения С.Т.Еремяна по этому поводу не совсем точна, так как область Сюник и большая часть Арцаха в Арранской области были арменизированы ближе к началу XII века".
Эта идея (также и вывод, к которому пришел и академик С.Т.Еремян!) еще раз подтверждает, что население, проживающее в этой части Карабаха, вначале не было армянским, а наоборот, было азербайджано-албанскими племенами, которые впоследствии были арменизированы, точнее, вначале григорианизированы и затем арменизированы.
Об этом свидетельствуют и одонтологические исследования, информирующие об этногенезе популяции и ее взаимосвязях, и основывающиеся на современных научных достижениях. Совершенно неслучайно, что после расчленения Арабского халифата на этой территории Албании возникли Сюникское и Арцах-Хачинское княжества. К концу XII века Сюникское падишахство распалось, после смерти князя Григора и Смбата в 1166 году правящая здесь династия прекратила свое существование. Княжество Хачин, образовавшееся на территории Арцаха в конце XII - начале XIII веков, было, по словам И.А.Орбели, "частью древней Албании". Таким образом, совершенно естественно, что после распада Арабского халифата среди государств, возродившихся на его территории, не было ни одного армянского государства. Это доказывает отсутствие истории государственности у армян на Южном Кавказе, в отличие от Азербайджана и Грузии.
Время протекания этих процессов, IX - начало XIII века,. в особенности период Саджидов-Атабеков-Ширваншахов, было периодом увеличения могущественности Азербайджана на всем Южном Кавказе. Саджиды и Атабеки фактически объединили исторические земли Азербайджана с политической точки зрения.
Хачинское княжество, возникшее на территории бывшей Албании, достигло высокого уровня развития в период правления Хасана Джалала (1215-1261), принадлежащего к роду Мехранидов. Неслучайно, что на нарративных и эпиграфических памятниках этого периода наряду с титулами "Князь Хачинских государств", "Величественный князь Хачинского и Арцахского государств" упоминается также титул "Повелитель Албании". Другими словами, все титулы Хасана Джалала присущи истории Азербайджана - Албании. Во время его правления был построен Ганзасарский монастырь, считающийся одной из ценнейших жемчужин Албанской архитектуры.
Во время правления в Азербайджане Харезмшаха Джалаладдина (1225-1231), положившего конец государству Атабеков, особившегося во время первого нашествия монголов (1220-1222), Карабах также находился под его властью.
С завершением второго нашествия монголов и полного завоевания Азербайджана (1231-1239) Карабах, как и другие азербайджанские земли, был в составе Высшего монгольского хаганства (1239-1256), а впоследствии в составе государства Хюлакидов (Эльханидов) (1256-1357). Информация об истории этого периода относительно всеобъемлюща и хорошо изучена.
В этот период словосочетание "Карабах", состоящее из слов "Кара" и "Бах", уже относилось к конкретной географической территории. В.Пириев пишет: "Название "Арранский Карабах" впервые упоминается в связи с повествованием о событиях 1824 года в произведении Рашида ад-Дина "Джамэ ат-таварих". В этот период Карабах в составе Аррана был единой территорией, объединяющей нагорные и предгорные земли.
В XIII - XIV веках Карабах играет важную роль в политической истории государства Хюлакидов. В.Пириев отмечает, что "Постоянные зимовки монгольских правителей в Карабахе послужили причиной протекания здесь целого ряда событий государственного уровня. Достаточно отметить, что двое из монгольских правителей (Газан хан и Арпа хан) взошли на султанский престол в Карабахе, а двое (Аргун хан и Абу Саид) скончались в Карабахе". И в XIII-XIV веках Карабах был землей Азербайджана, и его население, в основном, состояло из азербайджанских тюрков.
В XV веке Карабах входил в состав Азербайджанских государств - Гарагоюнлу (1410-1467) и Аггоюнлу (1468-1501). Однако в период Гарагоюнлу произошло событие, которое отразилось на последующей истории Карабаха. В XV веке род бывшего албанского правителя Гасана Джалала (Джалалиды) получил от шаха Гарагоюнлу Джахан шаха титул "мелика". Впоследствии владения рода Джалалилдов разделились на пять албанских феодальных княжеств - меликств (Гюлюстан, Джараберд, Хачын, Варанда, Дизаг).
С образованием Азербайджанского государства Сефевидов (1501) началась централизация всех азербайджанских земель. В середине XVI века централизация азербайджанских земель в виде единого государства была завершена. Этим самым Азербайджанское государство Сефевидов превратилось во второе самое могущественное государство в регионе после Османской империи. В таком случае, в тот период какое-либо этнополитическое превосходство армян было невозможным. Напротив, в этот период этнические и политические границы Азербайджана приобретают более яркую картину. Сефевиды создают в Азербайджане 4 беглярбекства, одним из которых и было Карабахское или Гянджинское беглярбекство. Подробные обзорные тетради, составленные на этих землях османами, создают ясное представление об административно-территориальном делении этого беглярбекства. По данным 1593 года Гянджа-Карабахская провинция была разделена на 7 санджаков и 36 районов. Зарегистрированные здесь свыше 1,3 тысяч топонимических единиц все, можно сказать, принадлежали азербайджанцам. Ни одна из них не принадлежала армянам.
После ослабления государства Сефевидов азербайджанские земли превратились в поле сражений между Ираном, Россией и Османскими государствами.
В этот период Гянджа-Карабахские земли находились вначале в составе Османской империи. Составленные в этот период Османские тетради также доказывают, что основную часть населения этого региона составляли азербайджанцы. По подсчетам в 1727 году численность населения Гянджа-Карабахской провинции составляла 122 тыс. человек. Из них 80,3 тыс. человек (66%) были азербайджанцами; 37,8 тыс. человек (31%) - армянами (точнее григорианизированными и арменизированными албанцами), 3,7 тыс. человек (3,1%) составляли курды. В указанный период при активной помощи России григорианизированные албанцы политически активизируются.
С другой стороны, Надир шах Афшар, свергнув последнего правителя Сефевидов Аббаса III, (1736-1747), применял против тюркско-мусульманского населения Гянджа-Карабахского беглярбекства, отказавшегося признать его законным правителем, такие тяжкие меры наказания, что и этот фактор укрепил позиции албанских меликов Карабаха и послужил толчком их сепаратизму. Со смертью Надира его государство распалось, в Азербайджане образовались местные государства - ханства. Другими словами, Азербайджан посредством ханств в очередной раз восстановил свою независимость. На территории бывшей Гянджа-Карабахской провинции возникло два Азербайджанских ханства - Гянджинское и Карабахское. Ввиду того, что территориальные претензии армян по отношению к Азербайджану, в основном, связаны с Карабахским ханством, остановимся на нем отдельно.
Источник: Якуб Махмудов, Карим Шукюров Карабах - реальная история, факты и документы. Баку, 2005
Количество просмотров: 236