В результате в Армении было объявлено военное положение и всеобщая мобилизация, в Азербайджане – военное положение и комендантский час, а 28 сентября – частичная мобилизация. За короткое время боестолкновения ужесточились и переросли в полномасштабную вторую Карабахскую войну.
Ряд стран и Организация Объединенных Наций призвали обе стороны к прекращению военных действий, деэскалации ситуации и безотлагательному возобновлению переговоров. Турция, Пакистан, Афганистан, Украина и Турецкая Республика Северного Кипра выразили поддержку Азербайджану. 29 сентября Совет Безопасности ООН провел экстренное заседание в связи с ситуацией в Нагорном Карабахе. Несмотря на то, что гуманитарное прекращение огня, достигнутое при посредничестве России, поддержанное Международным Комитетом Красного Креста и принятое как Арменией, так и Азербайджаном, официально вступило в силу 10 октября, в результате террористических актов вооруженных сил Армении, нацеленных на гражданских лиц, перемирие было вновь нарушено, обмен ранеными и заключенными прекращен.
Почва для войны
Азербайджанская Республика, потерявшая в результате первой Карабахской войны 20 % своих территорий, в основном после подписанного в 1994 году Бишкекского протокола, вела долгосрочные дипломатические переговоры с Республикой Армения в рамках различных международных структур, чтобы добиться выполнения решений Совета Безопасности ООН, предусматривающих безоговорочный вывод оккупационных сил с азербайджанских территорий. Процесс мирных переговоров был подорван такими популистскими заявлениями, как «Карабах – это Армения и точка», Никола Пашиняна, пришедшего к власти в Армении в результате цветной революции в 2018 году, а также его провокационными действиями, такими как последовательные незаконные визиты на оккупированные территории Азербайджана.
В качестве продолжения провокационных действий в марте 2019 года министр обороны Армении Давид Тоноян, находясь с официальным визитом в США, призвал к «новой войне за новые территории». Заявление Тонояна сопровождалось рядом военных провокаций на линии соприкосновения. Попытки подразделений вооруженных сил Армении в июле 2020 года перейти в наступление с использованием артиллерийского огня с целью захвата выгодных позиций в Товузском направлении азербайджано-армянской государственной границы оказались безуспешными, а 23 июля вооруженные силы Армении объявили о начале совместных с Россией учений ПВО. Вслед за этим на территории Азербайджана с участием Вооруженных сил Азербайджана и Вооруженных сил Турции был проведен ряд военных учений, продолжавшихся до начала сентября. В августе диверсионно-разведывательная группа вооруженных сил Армении предприняла попытку совершить диверсию в направлении Гёранбойского района линии соприкосновения, но в результате принятых мер диверсионная группа понесла потери и командир группы – старший лейтенант Гургин Альберян был взят в плен.
Наряду с прямыми военными провокациями, армянская сторона, в нарушение международно-правовых принципов, разместила на оккупированных территориях Азербайджанской Республики значительное количество террористов YPG и РПК, а также тысячи ливанских армян после взрывов в порту Бейрута, что еще больше обострило конфликт. Напряженность ситуации достигла своего апогея в конце августа 2020 года, когда супруга премьер-министра Армении Анна Акопян обнародовала свое участие в военных учениях, нелегально организованных на оккупированных территориях Азербайджана. Подобные деструктивные и провокационные заявления и действия армянской стороны были расценены рядом исследователей как полный отказ от переговорного процесса.
25 сентября 2020 года в выступлении Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в видеоформате на общих дебатах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН были отмечены гибель азербайджанских военных и 76-летнего мирного жителя в результате провокаций Армении, а также серьезный ущерб, нанесенный гражданской инфраструктуре. Президент Азербайджанской Республики также сообщил, что с 17 июля по сентябрь военно-грузовыми самолетами в Армению было переправлено более тысячи тонн военной техники. Помощник Президента Азербайджанской Республики – заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикмет Гаджиев 27 сентября около 06:00 выступил с заявлением о грубом нарушении вооруженными силами Армении режима прекращения огня. В тот же день Вооруженные силы Азербайджана начали контртеррористическую операцию по предотвращению армянских провокаций и на территории республики было объявлено военное положение.
Ход сражений
В этих боях Азербайджан добился больших успехов со значительно меньшими потерями. Первоначально освободив от оккупации ряд сел и стратегических мостов, азербайджанские Вооруженные силы 22 октября полностью освободили на юге границу Карабаха с Ираном и 23 октября начали продвижение в направлении Лачинского коридора. Лачинский коридор был единственной крупной (по сравнению с другими) автомагистралью, соединявшей Армению с фиктивным образованием в Карабахе. Контроль над магистралью предотвратил бы поступление из Армении запасов топлива, боеприпасов и военного подкрепления. Азербайджан в течение дня наносил удары по армянской армии артиллерией, минометами и управляемыми ракетами, чтобы блокировать передвижение военных караванов. В ходе продолжающейся войны от оккупации были освобождены: 4 октября Джабраил, 17 октября – Физули, 20 октября – Зангилан, 25 октября – Губадлы и 8 ноября – Шуша.
Количество просмотров: 214