− В Армении на различных уровнях – от уличных демонстраций до парламентских заседаний, из уст местечковых политологов и представителей околоправительственных кругов все чаще доносятся антироссийские заявления. Чем, на Ваш взгляд, продиктованы подобные русофобские тенденции – попытками показать, что место «патрона» вакантно или намерением «поторговаться» с Россией? В этой связи мне кажутся отнюдь не случайными заявления президента России Владимира Путина на Сочинской встрече, подчеркнувшего неиссякаемый интерес и уважение к русскому языку и русской культуре в Азербайджане и поблагодарившего при этом президента Ильхама Алиева за трепетное отношение к сохранению русского языка в нашей стране…
- Рост русофобии в Армении является следствием того, что нынешнее армянское общество испытывает глубокое разочарование, ощущает крушение иллюзий, которое оно питало по отношению к России как некоему гаранту оккупационного режима, существовавшему на азербайджанских землях на протяжении последних 30 лет. Во многом внешнеполитическая и оборонная доктрины Армении были рассчитаны на то, что Россия станет воевать за Армению. В Армении полагали, что как только Азербайджан приступит к освобождению оккупированных территорий, Россия направит войска в Карабах и армянская армия спрячется за спины российских военных, как, собственно, это и было в 1992 году. На этом и базировался озвученный Арменией принцип «Новая война – новые территории». Армянская сторона лелеяла надежды на то, что российские военные станут ударной силой, за счет которой Армения расширит свои границы вплоть до Гянджи, о чем неоднократно заявлял экс-министр обороны Давид Тоноян. Многие годы армянские власти вели пропагандистскую работу среди своего населения, насаждая подобные идеи, а когда иллюзии рассеялись, армянское общество ощутило себя обманутым. Хотя на протяжении 30 лет оккупации Арменией территорий Азербайджана МИД России неоднократно давал понять официальному Еревану, что признание результатов оккупации со стороны России не будет и оккупационный режим не может продолжаться вечно. Об этом свидетельствовала достаточно активная деятельность России на посту сопредседателя ОБСЕ, благодаря которой были приняты основополагающие документы нагорно-карабахского урегулирования – Мадридские принципы и Казанский документ, впоследствии проигнорированные официальным Ереваном. На мой взгляд, рост антироссийских настроений в армянском обществе продиктован разочарованием и крушением надежд.
Стоит отметить и тот аспект, что Россия никогда не соглашалась с политикой героизации нацизма, возведенной в Армении в ранг национальной идеологии и внедрявшейся в умы рядовых обывателей с 2000 года, когда к власти в стране пришел так называемый «карабахский клан» - режим Саргсяна и Кочаряна, являющихся главными идеологами оккупации Карабаха. Этот клан подчинил экономику Армении интересам оккупационного режима в Карабахе, поэтому утрата Карабаха для Армении стала утратой всех национальных иллюзий. Разумеется, армяне не могли обвинить себя во всем этом, поэтому они избрали Россию виновником случившегося. Подобные тенденции во многом поддерживались за счет финансовых дотаций армянской диаспоры на Западе и так или иначе связанными с ней военными разведками враждебных стран. Именно поэтому мы наблюдаем в настоящее время рост русофобии в Армении, в ответ на которую военно-политическое руководство России все больше обращает свои взоры к Азербайджану как наиболее адекватному, предсказуемому и надежному партнеру на Южном Кавказе.
− После разгромного поражения Армении в 44-дневной войне и робких, рассчитанных в большей степени на внутреннюю аудиторию, попыток армянского премьера реабилитироваться, Пашиняна окрестили «неумёхой», «капитулянтом» и «агентом Турции». Вы разделяете мнение о ситуативности действий главы армянского правительства? Как по-вашему, почему несмотря на поражение, армянское общество так и не вынесло вотум недоверия своему премьеру, а, наоборот, поддержало его?
− Как показали недавние социологические исследования общественного мнения в Армении, 80% жителей этой страны негативно относятся к реваншистским идеям. Основная масса населения Армении, не связанная с карабахскими армянами, считает Карабах обузой и балластом для Армении, источником неиссякаемых проблем. Этот электорат поддерживает премьер-министра Пашиняна. По итогам последних парламентских выборов в Армении партия Пашиняна получила две трети голосов в парламенте. Порой у меня складывается впечатление, что армянский премьер намеренно спровоцировал боестолкновения, вылившиеся впоследствии в 44-дневную войну, завершившуюся поражением Армении. Тем самым Пашинян избавился от Карабаха, как от балласта для нынешней Армении, и получил идеологические и политические рычаги для искоренения в стране так называемого карабахского клана, на протяжении 20 лет – с 2000 по 2020 годы фактически узурпировавшего власть в стране и эксплуатировавшего экономику в своих интересах. Поэтому позиция Пашиняна нашла отклик в сердцах основной массы населения Армении, ненавидящей карабахский клан больше, нежели Пашиняна за поражение в войне.
− Буквально пару дней назад председатель армянской партии «Наследие» Степан Сафарян в интервью турецкому информационному агентству «Анадолу» озвучил среди прочих заявление, привлекшее мое внимание. Он сказал о том, что Армении лучше договариваться напрямую с Турцией и Азербайджаном о нормализации отношений, иными словами, в обход России. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу…
− Степан Сафарян не открыл ничего нового. Позиция Кремля в вопросе нагорно-карабахского урегулирования всегда исходила из того, что официальный Ереван должен в двустороннем порядке договариваться с Баку и Анкарой, чтобы устранить исторические противоречия. В Сочинском заявлении от 26 ноября четко прописано, что вопрос демаркации и делимитации границ Армения должна решать в двустороннем порядке с Азербайджаном, а Россия готова оказать сторонам урегулирования пограничного спора исключительно консультативную помощь. Поэтому я не вижу никакого противоречия между заявлением Степана Сафаряна и трехсторонними заявлениями по послевоенному нагорно-карабахскому урегулированию. Армения должна отказаться от многих своих претензий, амбиций и идеологических стереотипов для того, чтобы выстроить нормальные взаимоотношения с Азербайджаном и Турцией. Движение навстречу друг другу должно способствовать сближению сторон и налаживанию добрососедских отношений. По сути, Сафарян предлагает отказаться от посреднических услуг по нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией, причем не только России, но и Минской группы ОБСЕ и всей мировой политической элиты, возлагая на свою страну ответственность за принятие соответствующего политического решения. На мой взгляд, позиция Степана Сафаряна вполне разумна и направлена на достижение блага для армянского народа. Заявления Сафаряна свидетельствуют о том, что в армянском обществе происходит процесс осознания необходимости налаживания отношений с Азербайджаном и Турцией как составной части нагорно-карабахского урегулирования. Должно пройти время, чтобы Армения созрела для ответственного участия в этом процессе.
− И последний вопрос. При содействии России подписаны трехсторонние заявления. Какой Вам представляется развязка «Гордиева узла» между Арменией и Азербайджаном: будет ли Кремль настоятельно требовать от Армении сговорчивости в вопросах демаркации, делимитации и Зангезурского коридора, или ситуация примет вялотекущий, долгоиграющий характер, провоцируя очередные боестолкновения?
- При внимательном рассмотрении трехстороннего заявления становится очевидно, что главы России, Азербайджана и Армении фактически согласились с тем, что процесс урегулирования будет не сиюминутным, а будет продвигаться в соответствии с ситуационными и объективными реалиями. Как я понимаю, стороны нацелены на планомерное распутывание клубка противоречий, о чем была достигнута договоренность с самого начала. Послевоенное урегулирование будет иметь долгоиграющий характер. Разумеется, азербайджанское общество, долгие годы ожидавшее возвращения своих земель, устало от ожиданий и хочет, что называется, решить вопрос здесь и сейчас. Но Азербайджан в лице своего президента согласился с временной рассрочкой решения данного вопроса, все стороны имеют достаточно большой временной зазор для того, чтобы согласовать позиции и подготовить своих сограждан к принятию итоговых, заключительных документов политического содержания. Полагаю, Пашинян просил отсрочку во времени с тем, чтобы подготовить общественное мнение своей страны к отказу от идеи «миацума» как государственной идеологии, существовавшей в этой стране на протяжении последних 30, а может, и более лет. Но надо понимать, что на смену этой идеологии должна прийти государственная идеология добрососедства. Действия Пашиняна, заявления Сафаряна свидетельствуют о том, что определенный процент населения Армении с этим согласен и зондируется почва основной массы армянской общественности с тем, чтобы начались процессы по интеграции Армении в региональные процессы. Россия будет содействовать этой интеграции и связанным с ней процессам разблокировки экономических и транспортных связей, на чем, собственно, настаивал Кремль с момента подписания заявления о прекращении огня и чему сейчас способствует трехсторонняя рабочая группа, созданная в соответствии с заявлением от 11 января 2021 года.
Вице-премьер России А.Оверчук прилагает максимум усилий для того, чтобы трехсторонняя рабочая группа по разблокировке экономических и транспортных связей в полном объеме выполнила свое предназначение, возложенное на нее заявлением от 11 января 2021 года. А значит, Кремль воздействует на Ереван в целях принуждения Армении к исполнению своих обязательств.
Количество просмотров: 209